Холодная сварка для чугунных батарей

Янв 11, 2020 Ремонт

Холодная сварка для чугунных батарей

Холодная сварка радиаторов отопления

Если весь брусок не нужен, отрежьте необходимое количество ножом поперек.

Любой человек хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью ремонта радиаторов, труб, расширительного бака и других комплектующих системы отопления. Если еще лет двадцать назад любой контур отопления и батареи в нем ремонтировались только методом горячего сваривания. Сегодня современный рынок предлагает быстрый и эффективный способ устранения течи и пробоин в любой единице оборудования отопительного контура. При этом больше не придется использовать сваривание при повышенной температуре. На смену общеизвестным методикам пришла новая технология – холодная сварка для чугунных батарей, биметаллических и алюминиевых радиаторов, пластиковых и стальных труб отопительной системы.

Что подразумевают под термином «холодная сварка»?

Согласно нормативной документации, а именно ГОСТу 2601-84 о сварке металлов, холодная сварка для батарей отопления – это соединение двух однородных или разнородных материалов. Процесс формирования соединения проводится под давлением в условиях значительной пластической деформации клеящего вещества. При этом температура соединяемых материалов не повышается. В данном случае соединение двух компонентов в одну систему происходит не за счет диффузии, то есть проникновения одного вещества в другое. Связь возникает в результате валентного сопряжения атомов при пластической деформации.

Успешное протекание процесса невозможно без соблюдения двух главных условий. Это высокое давление и присутствие пластической деформации соединяемых компонентов. Холодная сварка для радиаторов отопления не образует монолитное, высокопрочное соединение без пластической деформации. Речь идет об изменении относительного положения атомов и перегруппировке групп атомов, которые сохраняются во времени. Высокое давление позволяет сблизить свариваемые поверхности до расстояния, соизмеримого с размерами кристаллической решетки твердых веществ и межатомного расстояния у полимеров. Как результат, между связующим агентом и соединяемыми материалами возникает межатомное взаимодействие.

Холодная сварка для чугунных батарей, биметаллических и алюминиевых радиаторов, пластиковых труб имеет универсальный состав:

  • эпоксидная смола;
  • наполнитель.

Эпоксидная смола отличается пластичностью. Она способна собой заполнить все трещины и дефекты обрабатываемой поверхности. Еще одно немаловажное свойство эпоксидной смолы – это способность отвердевать при смешивании с разнообразными отвердителями. Все свои положительные качества эпоксидная смола передает холодной сварке.

В качестве наполнителя могут выступать металл, сера, различные пластификаторы и модификаторы. Наполнитель в системе играет роль отвердителя, а также наделяет холодную сварку рядом положительных характеристик, например, термической стойкостью, стойкостью во влажной среде и др. Холодная сварка для батарей отопления в своем составе в качестве наполнителя должна содержать металл, а вот связующий компонент для пластиковых труб немыслим без серы. В любом случае холодная сварка – это двухкомпонентная смесь, которая соединяется в одну систему непосредственно перед использованием.

Лучше все же купить дымоход для газового котла, чем сделать его своими руками.

Информацию о том, сколько стоит группа безопасности на отопление можно найти .

Разнообразие клеящих и связующих составов

Разнообразие марок и видов холодной сварки.

Многие задаются вопросом о том, а можно ли заклеить радиатор холодной сваркой и насколько такой ремонт будет долговечным и эффективным. Специалисты дают утвердительный ответ на вышеуказанный вопрос. А вот насколько долго полученный шов или соединение будет служить – полностью зависит от правильности выбора клеящего состава.

Классификация по физическому составу:

  • жидкие;
  • пластилинообразные.

Покупая жидкий продукт, можно обратить внимание на то, что в упаковке имеется два тюбика. В одном находится эластичное вещество на основе эпоксидной смолы, во втором – отвердитель. Их перед использованием нужно смешать. Срок жизни смеси от 2 мин до 20 мин.

Твердая холодная сварка для радиаторов отопления имеет вид двухслойного бруска, где пластичное вещество находится внутри, а отвердитель идет по поверхности бруса. Пластилин перед использованием разминается.

Если в ходе ремонта используется только часть бруска, то его можно разрезать. Разрез должен проходить поперек бруска, а не вдоль его.

Классификация по сфере использования:

  • универсальные составы – с их помощью можно соединить дерево, полимер, металл. Однако они являются наименее прочными;
  • для работы с металлами – образует прочное соединение даже между двумя разнородными металлами. Обязательное условие – в качестве наполнителя должен выступать металл. Можно ли заклеить радиатор холодной сваркой данного типа? Специалисты отвечают утвердительно;
  • специальные для работы с деталями авто;
  • сварки для работы в экстремальных условиях, например, под водой или при повышенном давлении.

Крайне нежелательно использовать холодную сварку для ремонта одних материалов, если она предназначена для обслуживания совсем других веществ.

Преимущества холодной сварки для батарей и труб

Для удобства в работе используйте шпатель.

Холодная сварка для труб и батарей обладает большим рядом преимуществ. Положительные характеристики выгодно ее отличают на фоне остальных методов сваривания материалов:

  • простота в использовании, а потому ее применить может человек, не имеющий должного опыта в слесарном деле;
  • обрабатываемый материал в ходе работ не деформируется, так как не подвергается действию повышенных температур;
  • качество образуемого шва не зависит от скорости прилагаемых усилий, а потому сваривание можно проводить быстро;
  • нет необходимости в специализированном оборудовании;
  • минимум энергозатрат;
  • полная пожаробезопасность;
  • представляется возможным ремонтировать ёмкости со взрывоопасными веществами;
  • в районе шва отсутствует поверхностное напряжение материала;
  • при помощи холодной сварки можно соединить разноименные металлы без образования интерметаллидной прослойки.

Недостатки:

  • существенная пластическая деформация соединяемых деталей, которая может достигать 70%;
  • малая универсальность каждой системы компонентов.

Чтобы замазать радиатор холодной сваркой, необходимо скрупулезно выбирать состав системы. Клеящая смесь должна соответствовать обрабатываемому материалу. Образующееся соединение должно сохранять свою целостность при вероятных условиях эксплуатации.

Какое должно быть давление в расширительном бачке отопления открытого и закрытого типа.

Все самое важно о том, где ставится расширительный бак в системе отопления вы найдете .

Что нужно учитывать при выборе холодной сварки?

Помимо качественных характеристик связующего компонента, при выборе учитываются будущие условия эксплуатации получаемого шва. Так, холодная сварка труб отопления выбирается согласно температурному режиму, при котором соединение сохранит свою прочность и целостность. В инструкции большинства недорогих связующих материалов указывается температурный режим 260°C и выше. Но это не означается, что сварной шов долго продержится при указанных условиях.

Как показывает практика, такие составы должны использоваться только при комнатной температуре. Для соединения труб отопления и радиаторов нужно выбирать сварку, диапазон рабочих температур которой доходит до 1300°C и выше. В данном случае соединение гарантированно прослужит долго.

Ремонт полимерных труб

Для полимерных труб нужны специализированные составы.

Независимо от химического состава обрабатываемого материала и характера используемой сварки, обязательно нужно соблюдать условия и рекомендации, прописанные в инструкции.

Холодная сварка для пластиковых труб отопления проходит по следующей схеме:

  • обязательным этапом является подготовка поверхности ремонтируемого материала. Для этого поверхность торцов трубы обрабатывается наждачной бумагой, а затем обезжиривается. Шероховатости на трубе увеличат степень адгезии с клеящим составом. Жирные загрязнения могут вступить в химическую реакцию с компонентами холодной сварки и ухудшить их характеристики;
  • определяют правильный допуск перпендикулярности торцов. В случае с трубами диаметром 20…40 мм он должен составлять не более 2 мм;
  • отмеряют на концах труб половину длины муфты, чтобы определиться с площадью обрабатываемой поверхности;
  • отметки циклюют, то есть снимают с труб тонкий слой материала (0,1…0,2 мм), заусеницы также удаляются;
  • непосредственная подготовка клеящего состава заключается в смешивании компонентов до образования однородной массы. В случае с пластилинообразной сваркой руки перед смешиванием смачивают водой. Паста не будет прилипать к коже. Срок годности жидких составов длится не дольше 3 мин, поэтому действовать нужно быстро;
  • подготовленную смесь наносят на поверхность ремонтируемого или соединяемого материала. Все кладут под пресс. Какая сила должна оказывать действие на шов, указывается в инструкции к холодной сварке.

Отремонтированный трубопровод или контур отопления можно использовать через 8 часов после сваривания.

Коротко о холодной сварке

Холодная сварка представляет собой жидкую или пластилинообразную смесь, которая позволяет соединить между собой даже разнородные материалы, не прибегая к действию на них высоких температур. Перед традиционными методами соединения металлов и пластиковых изделий холодная сварка имеет ряд преимуществ. Это простота в использовании, пожаробезопасность, прочность и долговечность полученного шва, отсутствие деформации склеиваемых поверхностей и др. Присутствуют и недостатки. Это пластическая деформация соединяемых деталей.

Холодная сварка используется для ремонта и монтажа систем отопления, водопровода, контура ГВС, а также при поломке деталей машины, образовании трещин и проколов в емкостях различного предназначения. Многие спрашивают о том, можно ли запаять радиатор холодной сваркой. Специалисты утвердительно отвечают на данный вопрос. Но настоятельно рекомендуют покупать клеящий состав в соответствии с последующими условиями эксплуатации соединительного шва и химическим составом обрабатываемой поверхности.

Правила холодной сварки чугуна

При нагреве чугуна углерод выгорает, и металл становится хрупким, разрушается. Соединить детали, исправить дефекты лучше холодной сваркой чугуна. Высокоуглеродистый сплав не перегревается, графит между кристаллами сохраняется. Соединение холодным способом выполняется медными электродами и подходит для швов с небольшими нагрузками.

Холодной сваркой называют совершенно разные по технологии процессы: соединения медными электродами и заделка дефектов специальным клеевым составом. Каждый метод имеет свои преимущества, недостатки.

Холодная сварка чугуна (Фото: Instagram / budmetpro)

Сложности

В чугунных сплавах высокое содержание углерода. Часть графита находится в кристаллах, остальной располагается между зернами. При его выгорании связи нарушаются, металл может рассыпаться при ударе. Это свойство чугуна создает препятствие для традиционных способов соединения заготовок.

Второе препятствие — низкая теплопроводность металла, которая приводит к образованию трещин по границе нагрева. Набрав тепло, материал медленно остывает, долго остается горячим. Применяют специальные чугунные электроды марок ОЗЧ, МНЧ. При этом возникают сложности:

  • различные оксиды в составе чугуна окисляются при температуре ниже, чем сам чугун, образуется непровар;
  • в околошовной зоне образуется твердый и хрупкий цементит;
  • температура плавления электрода больше, чем основного металла, соединение материалов происходит плохо;
  • чугун характеризуется высокой жидкотекучестью и удержать его в сварочной ванне сложно;
  • при сварке углерод сгорает, газы образуют поры и воздушные раковины в шве.

Перед соединением с помощью графитового и чугунного электрода, высокоуглеродистые материалы традиционно нагревают, применяя ступенчатую технологию поднятия температуры и выдержку до полного прогрева. Различают 2 процесса сварки:

  • высокотемпературная — горячая, с нагревом 600 – 650⁰;
  • полугорячая — 350⁰.

Для крупных деталей процесс выдержки в печи длится 20–24 часа. После заварки дефектов и соединения заготовок, делается длительный отпуск. Процесс занимает много времени, более 2 суток.

Виды сваривания

Термин «холодная» означает, что подогрев деталей в печи перед электродной сваркой не производится и сварка чугуна проходит по специальной технологии, имеющей свои особенности. Шов ложится на холодный металл.

Способов холодной сварки на практике два:

  • специальными медными электродами;
  • полимерными клеящими составами.

Оба способа имеют один недостаток. Применять их можно для создания швов с малой нагрузкой. Прочные соединения, выдерживающие вибрации, удары, изгибы, делаются только горячим способом.

Сваривание электродами (Фото: Instagram / mdfkl.belarus)

Электродами

Для холодной сварки применяют электроды с медным стержнем. Пластичный металл легко образует соединение с чугуном. Шов получается мягче, чем сами соединяемые детали, он выдерживает статические нагрузки на изгиб.

На производстве при сваривании деталей более 20 мм толщиной применяются комбинированные электроды из стали и меди. Они имеют разные варианты:

  • медный стержень покрыть стальной фольгой;
  • трубка из цветного металла заполнена стальным порошком.

Заварка широких швов, наплавка, производятся пучком электродов. Для холодной сварки используют связки из стальных и медных электродов с обмазкой.

Во всех электродах для холодной сварки используется медь. Цветной металл проникает между кристаллами чугуна и создает с ним прочное соединения без напряжений переходной зоны. Условием создания плотного материала шва является проковка. Сразу после отведения электрода в сторону, горячий сплав следует уплотнить, проковав его молотком. Попавшие внутрь газы выйдут. Слои металла плотно улягутся, образуя однородный сплав.

Технологический процесс сложный. Требует точного соблюдения всех пунктов, от подготовки до проковки.

Полимерные составы

Холодной сваркой называется термостойкая полимерная паста на основе эпоксидной смолы. Она содержит чугунный порошок и применяется в основном для заделки раковин. Готовят двухкомпонентный состав непосредственно перед применением. Плотно заполняют клеем пустоту в металле или разделанный шов.

Полимерные средства по сварке отличаются допустимой температурой нагрева и твердостью после застывания. После механической обработки детали клей отличается более светлым тоном. Переход размытый, четкой границы нет.

Холодную сварку применяют для ремонта небольших дефектов чугунных деталей автомобилей. В машиностроении используют для исправления литейных дефектов крупных отливок, восстановления направляющих станин, стоек.

Нанесение полимерного состава (Фото: Instagram / vyhlop)

Производители

Большинство видов электродов для холодной сварки чугуна выпускается в РФ:

  • МНЧ-2;
  • ОЗЖН-1;
  • ОЗЧ-6;
  • ЦЧ-4.

Их используют при ремонте машин, подварке радиаторов отопления, на крупных литейных и машиностроительных предприятиях. Популярные производители:

  • Фрунзе-электрод;
  • Aspik;
  • СпецЭлектрод.

Из зарубежных компаний расходные материалы для сварки холодyого чугуна выпускают немецкие компании:

  • CAPILLA;
  • UTR SchweiBmaterial.

Другие фирмы ограничиваются выпуском электродов и проволоки для горячей сварки чугуна.

Подготовка к свариванию

Швы толщиной до 10 мм следует разделать V-образно, выложив на рабочую плиту прихватить через 100–150 мм.

При соединении толстых деталей, в зону разделки вставляются шпильки. Их размер и количество определяются шириной разделки, типом соединения. Под шпильки сверлятся отверстия, в них нарезается резьба.

При наличии в заготовках дефектов, в виде отбела чугуна, раковин, трещин, сначала исправляются они дополнительным отжигом и подваркой или заливкой. Затем разделываются кромки под сварку.

Подготовка инструментов (Фото: Instagram / dvizhok_125)

Как правильно использовать?

Марка электродов подбирается по эксплуатационным условиям детали. Для заделки отверстия в радиаторе отопления достаточно выбрать низкотемпературный электрод, выдерживающий 236⁰. Он хорошо соединяется с чугуном за счет меди, имеет высокую твердость, благодаря содержанию высокоуглеродистой стали, переносят нагрузки на удар и изгиб.

Жаростойкими электродами, выдерживающими до 1300⁰C, подваривают детали, работающие при высоких температурах и малых механических нагрузках. В домашних условиях удобнее всего варить стержнем с диаметром 3–4 мм, ток постоянный — 120–150 А.

Советы и рекомендации

Чугун имеет высокую жидкотекучесть и удержать его в ванне трудно. Специалисты рекомендуют располагать детали на плите таким образом, чтобы разделка располагалась горизонтально, внизу.

Сделав прихватки, следует накладывать короткие швы длиной до 25 мм сразу их проковывать легкими ударами молотка. Располагаться они должны на расстоянии 150–200 мм. Если соединение короткое, следует ждать охлаждения заготовок. Проверить готовность материала к свариванию можно рукой. Она будет чувствовать приятное, не обжигающее тепло.

Любители ремонтировать самостоятельно могут использовать холодную сварку дома, ремонтируя автомобиль, бытовую технику. Небольшие швы на мелких деталях не перегреют чугун и будут хорошо держать.

Что такое холодная сварка и как ею пользоваться для склейки металлов

Холодная сварка – это клей особой прочности, который изготавливается на основе олигомеров.

Он не имеет ничего общего с промышленной холодной сваркой, которая работает по принципу диффузии атомов одной металлической конструкции в микрочастицы другой под влиянием высокого давления.

Это клеящая смесь, соединяющая металлические элементы благодаря своим характеристикам без нагрева, давления или любых других посторонних воздействий. На месте нанесения образуется шов, который по своим качествам не уступает металлу, выдерживает большие нагрузки, включая длительное вибрирование.

Холодная сварка нужна для предотвращения деформации конструкции в месте склейки при эксплуатации. Ею склеивают детали, имеющие сложную геометрическую форму или конструкции, состоящие из разных по структуре металлов.

Состав

Основные компоненты в составе – олигомеры, разбавленные металлическим порошком, отвердитель. Компоненты помещаются в отдельные ёмкости. Пользователь должен перед использованием смешать компоненты, таким образом приготовить клеящий состав.

Области применения

Применение холодной сварки очень широкое. Хоть техника безопасности предполагает отключение блока питания перед ремонтом нужных частей, характеристики состава позволяют склеивать им металлы, находящиеся под воздействием электрического напряжения. Клей будет эффективно работать на металлических поверхностях, находящихся под воздействием любых жидкостей, поэтому им можно заделать течь в топливном баке или радиаторе.

Сварка применяется для склеивания и других материалов.

  • Для пластиковых элементов, исключая полиэтилен. Склеивать пластик можно, когда изделие будет подвержено воздействию высоких t°C или давления.
  • Для керамики, камня, стекла и для дерева. Эти материалы могут склеиваться в произвольном порядке, шов должен получиться прочным. Клей часто используют для склеивания керамической плитки, чтобы приклеить скол к керамической утвари или сделать поделки из керамики, камня. Помогает надёжно склеить разбившееся стекло.
  • Для линолеума, ковролина. При поклейке напольные покрытия не разойдутся по шву. На этот состав можно также посадить линолеум или ковролин перед их укладкой, такое покрытие будет долго держаться, не отклеиваться.

Свойства позволяют применять материал в следующих сферах.

  • Для ремонта сантехники. Сантехнические сварочные работы занимают много времени, а клей существенно ускоряет ремонтные работы. Клеящий состав подходит для батарей и труб отопления из чугуна, латуни, нержавеющей стали. Шов в месте их соединения будет не менее прочным, чем при стандартной сварке.
  • Для автомобилей. Некоторые детали не подлежат срочной замене, а могут прослужить ещё долго, если их просто заклеить. Часто делают ремонт глушителя, заклеивают топливный бак, радиатор или мелкие повреждения в блоке цилиндров.

Склеивание гибких материалов снижает эластичность в районе соединительного шва. Ограничения для жёстких оснований отсутствуют, склеивать можно практически любые твёрдые материалы, не исключая бетон.

Формы выпуска

В зависимости от физического состояния, холодная сварка бывает сухая и жидкая.

  • Сухая сварка – это брусок пластилинообразной массы, который может состоять из одного/двух компонентов. Однокомпонентное средство выглядит как застывшая паста.
  • Жидкая сварка производится во флакончиках или тубусах, она всегда двухкомпонентная. В одном из тубусов – клей, в другом – наполнитель. Смешивать компоненты нужно перед использованием.

Виды холодной сварки

В зависимости от сферы применения бывают следующие разновидности клея.

  • Универсальный клей для применения на металлах, керамике, ПВХ, пластмассах, дереве, других материалах.
  • Специализированный состав. Он разработан для склеивания конкретного материала, например, металла или сплава. В состав клея входит порошок конкретного металла – алюминия, стали и т.д.

Специализированные клеи бывают нескольких видов.

  1. Клеи для ремонта оборудования из металлов. Такая сварка может иметь в составе металлический порошок, обеспечивающий надёжное сцепление с поверхностью деталей, полимеры, присадки, повышающие устойчивость к разрушающим средам, кислотам. Это средство лучше справляется с механическим воздействием, устойчиво к вибрационным нагрузкам. Незаменима в экстремальных ситуациях. Из неё, например, можно сформировать сломанный болт для машины и доехать до СТО.
  2. Водостойкая холодная сварка. Это двухкомпонентный состав, который после высыхания становится устойчивым к влажности. Некоторые составы могут наноситься на мокрую поверхность, например, на протекающую трубу. Если на упаковке указано, что можно использовать клей для сантехнического ремонта, значит, он водостойкий. Для удобства нанесения смесь выпускают в жидком и полужидком состоянии.
  3. Термостойкая холодная сварка. Её используют там, где универсальный состав может потрескаться. Выдерживает температуру выше 150°С, а нижняя граница может доходить до -20°С.
  4. Герметик. Герметичный состав для фиксации резьбового соединения. Характеристики прочности несколько ниже, чем у других составов.

В зависимости от цели, формы детали, ее величины и способа соединения, состав бывает:

  • шовным (наносится сплошной линией, образуя полноценный шов);
  • точечным (вместо сплошного шва, наносятся только точки, с определенным расстоянием между каждой);
  • стыковым (для склеивания металлических листов/деталей маленькой толщины встык);
  • со сдвигом (в основном применяется для соединения труб, когда тонкая труба засовывается в более толстую);
  • тавровым (применение в эл. сетях высокого напряжения, для склеивания мест соединения проводов).

Достоинства

Методом обычно соединяют металл, закрепляют мелкие металлические запчасти (напайки из меди на жилах кабелей или проводки из алюминия). Использовать холодную сварку можно в основном для склейки металлов, которые не подвергаются высоким температурам и нагрузкам.

Преимущества:

  • из-за отсутствия нагрева, склеенные части не деформируются;
  • соединительный шов выглядит аккуратно и очень надёжен;
  • безотходное использование;
  • отсутствие расходов на энергоносители;
  • использовать можно без опыта в сварочных работах;
  • не нужны дополнительные инструменты;
  • процесс на 100% экологичен, не выделяется газ, дым;
  • иногда холодная сварка – единственный вариант, например, при ремонте ёмкостей для хранения взрывчатых материалов.

Характеристики

Основной компонент клеевой смеси – олигомеры, металлические наполнители и добавочные ингредиенты, включая серу. От соотношения этих ингредиентов зависит качество соединения. Чтобы шов был аккуратным и прочным, нужно очистить склеиваемые поверхности, выполнить все требования по применению клея. Склеенный шов будет прочным, но не настолько надежным, как классическое сварочное соединение. Соединять можно только ненесущие конструкции, делать мелкий бытовой ремонт.

Какую температуру выдерживает

Температура эксплуатации, которую может выдержать шов, будет зависеть от состава клея. На упаковке есть вся информация о параметрах клеящего состава. Есть сведения о температурах, которые он держит с сохранением прочности.

Большая часть недорогих составов может эксплуатироваться при температуре не выше 260°С и на морозе до -20°С. Максимальная прочность обеспечивается при условии, что правильно была применена технология сварки.

Для более высоких температур используются термостойкие составы. Для этого разработана высокотемпературная холодная сварка. Она выдерживает больше тысячи градусов, не утратив свойства. Её можно использовать наряду со стандартной сваркой в труднодоступных для неё местах.

Сколько сохнет

Сохнет холодная сварка по-разному, время затвердевания будет отличаться у клеевых составов разных производителей. Для первичного застывания достаточно 10-20 мин. Это время одинаково как для двухкомпонентных жидких смесей, так и для однокомпонентной размятой пальцами пасты. Одним составам для схватывания нужно 5 мин., другой клей застывает долго – от получаса до часа.

Первичное затвердевание – процесс, при котором клеевой состав густеет и становится непригодным для работы. За это время нужно успеть полностью израсходовать приготовленный состав, поскольку его остатки можно будет просто выбросить.

В среднем время высыхания составляет несколько часов, но для максимальной прочности, склеенным предметом лучше начать пользоваться не ранее, чем через сутки.

Инструкция по применению

Чтобы пользоваться холодной сваркой для металла, не нужно иметь дорогую аппаратуру и обладать навыками. Способ применения в зависимости от вида состава может отличаться, но основные рекомендации по подготовке поверхности и нанесению будут одинаковы для всех видов клея.

Рассмотрим, как использовать сухую смесь для склеивания металлических оснований.

  1. Наждачкой делается зачистка обрабатываемых деталей в том месте, где наносится клей. На деталях должен быть виден чистый металл с царапинами от наждачки.
  2. Очищенную и зашкуренную поверхность нужно подсушить, обезжирить. Жировой налёт быстро удаляется ацетоном или уайт-спиритом. Наносить сварку можно на мокрую поверхность, но прочность шва будет снижена.
  3. Чтобы предотвратить прилипание составляющих клея к рукам, нужно предварительно смочить ладони водой.
  4. Берётся туба с клеем, от неё отрезается необходимый кусок и разминается пальцами. При разминании смешиваются составляющие клея. Получившуюся субстанцию нужно быстро нанести на подготовленную поверхность.
  5. Подождать несколько минут, пока состав начнёт затвердевать.

Для нанесения жидкой сварки, которая выпускается в виде двух колб с компонентами, содержимое обоих ёмкостей предварительно смешивается в отдельной таре, быстро наносится на склеиваемую поверхность. Если соединяются плоские поверхности, их необходимо дополнительно скрепить зажимами, чтобы предотвратить сдвиг.

Когда клей полностью высохнет, шов нужно будет аккуратно зачистить, подготовить к покраске.

Меры безопасности

При использовании клеев надо соблюдать меры безопасности. Чтобы не допустить раздражения на коже и аллергических реакций, смешивать компоненты жидкого состава нужно в перчатках. Если состав попадает на открытые участки кожи или слизистые, их нужно немедленно промыть под потоком чистой воды.

Склеенные предметы не нагружать до полного застывания шва. Если состав подогреть, он твердеет быстрее. Швы, сформированные таким методом менее прочны, чем те, что получены в ходе обычной сварки, имеют сниженное значение допустимого напряжения растяжения. Это означает, что деталь нельзя подвергать воздействию на разрыв.

Рекомендации при выборе

Холодной сваркой чаще пользуются во время ремонтных работ в автотранспорте: подклеивают глушители, топливные баки и радиаторы.

Чтобы склеенный шов был максимально прочным, нужно подобрать состав. При выборе учитывайте температуру эксплуатации склеиваемых деталей/поверхностей, материал, из которого они изготовлены.

  • Элементы и узлы, которые работают под воздействием высоких t°C, нужно клеить термостойкими составами.
  • Для металлических запчастей нужно подбирать клей с соответствующим металлическим наполнителем.
  • В остальных случаях подойдёт универсальная холодная сварка.

У шва низкая прочность на разрыв, поэтому им нельзя соединять запчасти, эксплуатирующиеся под давлением, поскольку возможно быстрое появление трещин и новых повреждений.

Производители и марки

Перечислим популярные бренды и их продукцию.

Abro Steel

Изготовлен в США. Упакованный в цилиндрический тубус пластический состав. Им можно склеивать автомобильные запчасти, включая кузов, радиатор, топливный бак или просто использовать в быту для заклейки кастрюль. Заклеенные миски и кастрюли нельзя использовать для приготовления пищи.

Холодная сварка Титан

По результатам независимых исследований может выдерживать силу в 1686Н, среднее напряжение на срез в 4,04 мПа, силу напряжения на сдвиг в 438Н и напряжение на разрыв 9,5 мПа. Можно соединять металлы, керамику, древесину и пластмассы. Его можно отнести к универсальным видам, которые проявляют устойчивость к разрушающим средам, выдерживают температуры до +130°С.

Момент Эпоксилин

Есть как одно- так и двухкомпонентные составы. Им можно соединять чугунные сплавы, другие материалы. Устойчив к механическому и химическому воздействию. Сформированный шов может шлифоваться, прокрашиваться.

РЕМпласт

Средство разработано для устранения течей. Наносить можно на трубы, которые находятся под давлением воды. В составе содержатся олигомеры, аминовые смолы. Аллергики при работе должны проявлять осторожность.

Поксипол

Прочно соединяет разные материалы, которые после поклейки могут подлежать механической обработке. После застывания шов хорошо переносит воздействие влаги и разрушительных сред, включая кислоты и топливо. Можно применять в быту. Выдерживает воздействие высоких t°C, но не больше +120°С. Выпускается в таре маленького объёма, что не всегда удобно для большого ремонта.

Mastix

Практичный, удобный в эксплуатации клей. Хорошо себя проявляет при высокой и минусовой температуре. Эксплуатировать соединённую деталь можно в диапазоне t°C от -60°С до 150°С. Относительно долго сохнет, может браться комками.

Алмаз

  • Алмаз. Универсальный состав для соединения небольших элементов. После засыхания клей стаёт хрупким.
  • Алмаз Пресс. Разработан специально для ремонта авто.

Скол производства ООО «Ростком»

Это клей универсального типа, которым можно ремонтировать металлические, стеклянные, керамические основания, предметы из пластмасс, бетона, древесины.

Несмотря на хорошие эксплуатационные качества, шов по крепости соединения уступает шву, сделанному сварочным аппаратом. Клеевой состав рекомендуется использовать только в качестве вынужденной меры для экстренного ремонта.

Инструкция по выполнению склеивания методом холодной сварки, лучшие марки и как наносить

Сварка холодным способом, на клею решает массу разнородных задач: полимерный состав надежно скрепляет соединяемые детали, создавая невосприимчивый к воздействию нагрузки, температуры стык. Сваркой данный метод назвали из-за уникальных прочностных характеристик. И нагревать ничего не нужно: понадобится приготовить смесь при комнатной температуре, нанести на зону ремонта, соединить.

Общее описание

Называть данный способ «сваркой» не верно. Действительный сварочный процесс связан с высокотемпературной диффузией в тело свариваемого металла частиц специального электрода. При этом детали могут деформироваться и даже покрываться трещинами. Холодный метод лишен данных недостатков, а по прочности получаемого шва способен конкурировать с иными.

Состав и свойства

Приобретая набор для холодной сварки, потребитель получает готовый к использованию одно- или двухкомпонентый состав (иногда с армирующими добавками). Бывают и термостойкие варианты. Основой клея является полимер (эпоксидная смола). При соединении с отвердителем происходит химическая реакция, образуется прочный шов.

Разновидности и производители

Промышленность освоила выпуск холодной сварки следующих видов:

  • для автомобилистов;
  • для сантехнических работ;
  • для склеивания металлов;
  • универсальную.

Встречаются как отечественные марки, так и иностранные. Изучаем составы, чтобы выбрать нужный.

Универсальный

Как следует из названия, данный состав подходит для львиной доли ситуаций. Выдерживает без разрушения температуру до 260 градусов. В отдельных случаях, где требуется сварка под водой или особо прочная, данных свойств будет недостаточно. Во всех остальных запаса качества универсального средства хватит с лихвой.

Для металлических изделий

Полимер для соединения изделий из черного или цветного металла, ковкого чугуна должен обладать особенными свойствами. Сюда относятся прочный шов и введение в состав дополнительных компонентов.

Сварка под водой

Нестандартный способ соединения деталей – под водой – будет востребован в сантехнике, когда невозможно осушить зону производства работ.

Для ремонта авто

Автолюбителям часто требуется ремонтировать трещины, сквозные отверстия в кузовных деталях, ликвидировать течи в радиаторе. Холодная сварка обеспечит безупречное выполнение работ даже в домашних условиях, без обращения в дорогостоящий сервис.

Обзор популярных марок и производителей

Чтобы разобраться в незнакомых названиях и марках, рассмотрим самые популярные из них. Заодно изучим краткую характеристику состава, преимущества и недостатки.

Российский производитель, выпускающий универсальный клей. Поставляется в пластиковых тубах, внутри которых находится упакованная в полиэтилен смесь. Она из двух слоев: снаружи – смола, внутри – отвердитель. Достаточно будет скатать в руках небольшую колбаску, смешав компоненты, чтобы смесь затвердела. Недостатки: не выдерживает высокие нагрузки, пригоден для бытового применения.

Полимет

Еще один отечественный производитель, рекомендуемый для ответственных соединений, в том числе работающих при высокой температуре.

Weicon

Холодная сварка широчайшей области применения. Ориентирована на ремонт металлических изделий из титана, алюминия, стали, меди, пластика, дерева и бетона. Хорошо пилится, сверлится, точится (в застывшем виде). Выдерживает до 300 градусов.

Hi-gear

Клей заявлен, как ориентированный на работу с металлическими изделиями. Один из видов так и называется – «быстрая сталь». Выдерживает усилие на срез шва в 1,2 тысячи Ньютонов.

Рекомендуется для комплектации походного набора автолюбителя.

Poxipol

Универсальный состав для дома, дачи, ремонта в гараже. Соединяет пластик, металл, дерево, не боится снега, дождя, пыли.

Abro

Американский клей, рекомендованный автомобилистам. Подходит для заделки повреждений в картере, аккумуляторной батарее, кузове, даже в блоке цилиндров. Используется, как состав для восстановления санфаянса, выдерживает повышенную температуру. Цвет – черный. Маслостойкий.

Permatex

Универсальный состав, которому под силу перенести как нагрузки на сдвиг, так и на отрыв. Дает стабильный результат, незаменим в хозяйстве.

Состав мастикс испытан на прочность при контакте с водой, ремонте радиаторов отопления. Может работать даже без осушения контактных поверхностей.

Henkel

Немецкий производитель известен по продукту Супермомент. Отличается стабильными показателями прочности шва, но значительные нагрузки на разрыв может не выдержать.

Wurth Liuguid Metal Fe 1

Продукция производителя из ФРГ демонстрирует при испытании на отрыв стойкость к усилию в 2 Мегапаскаля, но не выдерживает воздействий на срез.

Kerry «Термо»

Узкоспециализированный состав с металлосиликатами, ориентированный на температуру до 900 градусов. Подходит для ремонта автомобилей, заделки трещин и раковин.

Homakoll s401

Предназначен для соединения ПВХ, линолеума. Дает прочный и эластичный шов. Этим ограничивается сфера применения клея.

Аметист

Холодная сварка для металла и пластика. Дает неплохой результат, изготовлен в России. Застывший состав поддается механической обработке – точится, режется, пилится.

Как правильно использовать

Чтобы шов получился действительно прочным, потребуется соблюсти некоторые условия. Поверхности обязательно подготавливаются, зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой, протираются ацетоном. В зависимости от способа применения, холодная сварка может соединять детали, восстанавливать геометрию, заделывать трещины и щели. Полностью к использованию изделие готово после затвердевания смеси.

Подготовка

Сначала изучают инструкцию по применению, чтобы убедиться, подходит состав для данных нужд или нет. Очистка от грязи, пыли, жира, следов коррозии повысит прочность шва, позволит обеспечить контакт между склеиваемыми поверхностями. Сюда же относится обезжиривание и придание некоторой шероховатости для лучшей адгезии.

Инструкции по применению

Инструкция – основной документ клеящего состава, его «паспорт». Там указывается способ применения, срок полимеризации. Оговариваются в инструкции и материалы, для которых предназначена холодная сварка. Поэтому до начала работы ее следует изучить максимально тщательно. Там же указывается способ нанесения клея:

  • по точкам;
  • швом;
  • на стык.

Точечная

Если инструкция предписывает наносить клей точечно, то так и следует поступать.

Шовная

Данным методом можно пользоваться для создания прочного, устойчивого к нагрузке шва.

Стыковая

Применяется для сопряжения деталей в стык, с минимальным расходом клея и визуально незаметным швом.

Тавровая

Тавровый метод используется при соединении по контактной зоне. Например, в электротехнике.

Сварка сдвигом

Сдвиговая сварка позволяет стыковать трубопроводы разных диаметров, когда один отрезок вставляется в другой.

Дополнительные советы и рекомендации

Холодная сварка используется где угодно, но чаще ее применяют автомобилисты. Когда прогорел глушитель, потек картер или радиатор, тюбик с клеем незаменим.

Чтобы выбор состава оправдал надежды и не заставил разочароваться, внимательно изучают условия работы узла или детали, а также инструкцию на упаковке с клеем. Для высокотемпературных сред нужен соответствующий продукт. То же касается и деталей, контактирующих с жидкостями.

Отдельного упоминания заслуживают маслостойкие клеи, такие тоже бывают. Металл лучше соединяется составами с присадками, усиливающими адгезию, прочность шва. Холодная сварка плохо переносит среды с повышенным давлением. Универсальные клеи, по сути, имеют узкую сферу применения: если требуются особые условия работы, то лучше не экономить, а купить специализированный продукт с требуемыми свойствами.

Качество шва, долговечность восстановленного изделия в значительной степени зависят от подготовки поверхностей к склеиванию. Это очистка, обезжиривание, обеспыливание, удаление следов влаги и придание шероховатости с помощью мелкой наждачной бумаги. И пользоваться готовым узлом, склеенной деталью можно не раньше, чем шов окончательно полимеризуется. Сроки схватывания состава можно узнать из инструкции.

Поделиться ссылкой:

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *