Для резьбы по дереву

Май 22, 2020 Ремонт

Для резьбы по дереву

В резьбе по дереву есть элемент чуда: превращение немого материала в нечто живое, осязаемое, узнаваемое. Резьба по дереву, животные и птицы в которой появляются часто, может стать тем ремеслом, которое гармонично сочетает технику и художественное начало, «интеллект рук» и эмоциональный посыл. О том, как делать объемных животных и птиц из дерева, о необходимых инструментах и материалах вы узнаете из нашей статьи.

Популярные животные и птицы у резчиков по дереву

Объемная скульптурная резьба – один из самых сложных (если не самый сложный) видов резного творчества. Декоративная анималистика развивается уже очень давно, а сегодня она переживает даже некоторое возрождение. Если вы хотите научиться вырезать внимательных сов и неповоротливых мишек, умиротворенных уточек и пронырливых лисиц, обязательно понаблюдайте за естественным поведением животных в природе. Для этого можно просто смотреть передачи на каналах о животных. Так вы познакомитесь с пластикой зверей, их особенностями, и эти наблюдения помогут в творчестве.

Каждый автор наделяет медведя уникальным характером

Наверное, самой популярной фигурой мира животных у резчиков считается медведь. Герой русских сказок, могучий владыка леса будет украшением дачи, загородного дома, стен придорожного кафе. Из птиц резчиков более всего вдохновляет сова. Для загородного дома, для комнаты охотника такой вариант ожидаем, но все еще интересен.

Огромные орлы с внушительным размахом крыла, спокойные уточки, трудолюбивые бобры и любопытные барсуки – все эти герои могут украшать жилища и помещения, которые неразрывно связано с самим духом природы и леса. Резные совы могут украшать кресла и массивные стулья, фигура животного может стать частью мебели (как голова медведя, например, может венчать трон).

Объемные животные и птицы

Вырезанным из дерева животным нужно учиться у мастеров, которые в буквальном смысле отточили свое искусство. Взять, к примеру, японского резчика Мори Коно. Сила мастерства этого специалиста в удивительной детализации фигур, скульптуры резных животных кажутся застывшим мгновением лесной жизни. Мастер представляет серию скульптур барсуков, енотов, медведей, сов, кроликов. Мори старается всегда изображать зверей в действии, и этим работа профи будет отличаться от трудов новичка.

Мори Коно. Еноты.

Тем отличается подход мастера к резьбе объемных фигур, что ему приходится буквально вникать в анатомию животного, изучать его повадки, присматриваться к мельчайшим деталям. Новички начинают со статичных фигур, профи же специализируются на динамичных скульптурах. Немаловажна и цель работы мастеров: их задача, помимо прочего, привлечь внимание к хрупким и уязвимым жителям леса, которые часто страдают от действий человека. Уникальные по своей точности резные скульптуры – это своеобразный призыв человека к экологической грамотности, философии разумного потребления и бережного отношения ко всему живому.

Необходимые инструменты и материалы

Каждый мастер собирает свой набор. Но есть набор-минимум, без которого к искусству объемной резьбы невозможно подойти практически.

В работе вам пригодятся:

  • резак – нож с коротким скошенным лезвием, инструмент является основным, так как он используется и в грубой обработке, и в формировании мелких деталей;
  • косяк – применяется для создания орнамента на плоскостях;
  • стамески – нужны для выборки материала, формирования углубленного рельефа;
  • клепики – стамески с копьеобразным лезвием;
  • пила – нужна для собственно выпиливания заготовок;
  • дрель – для сверления отверстий;
  • рашпили, шлифмашинка, набор буравов – все это нужно, чтобы фигурки животных соответствовали эскизу и получались максимально привлекательными.

Подбор древесины можно назвать отдельным искусством. Например, колоды пригодятся мастеру для изготовления ростовых простых скульптур. Комли деревьев нужны для изготовления будущих зверушек. А если вы решили начать с формирования фигуры кошки, присмотритесь к разветвляющимся стволам.

Из древесины наиболее комфортны в резьбе тополь, ольха, осина, яблоня, лесной орех, липа. Любой материал должен быть цельным и сухим, не поврежденным гнилью и вредителями.

Мастер-класс по вырезанию из дерева совы

Творчество начинается с подготовительного этапа. Первое, что нужно сделать, эскиз (картинку). Рисунок можно найти в интернете, в журналах, адаптировать с фотографии или просто придумать самому.

Далее вы подбираете основу, материал, из которого будет изготовлена совушка. Интересные работы можно получить из пня. Если вы решили поступить именно так, подготовьте рабочее место. Защитите газон и растущие рядом деревья на участке (если таковые есть).

Резьба по дереву – сова пошагово:

  1. Ошкурьте ствол, снимите кору и оцените качество дерева. В готовой скульптуре должно остаться только живое дерево, без подгнивших участков.
  2. Настало время грубой обработки. На данном этапе мастер берет бензопилу и отваливает большие куски дерева.
  3. Далее специалист начинает «прорисовывать» фигурку. Каждый мастер имеет свои секреты резьбы, например, некоторые умельцы обходятся практически только острой стамеской и ножом. Резьба древесины осуществляется по волокнам (на фасках). Это значит, что последующей обработки абразивными материалами не будет. Такой подход делает фигурки птиц и зверей в резьбе по дереву более реалистичными.
  4. Если эскиз составлен вами в разных ракурсах и проекциях, работать будет легче. После того, как сова завершена, мельчайшие детали не оставлены без внимания, фигурку следует покрыть специальной лакокрасочной смесью. Птицу можно расписать красками (краскопультом или вручную).

Почему именно сидящая на пне сова? Потому что это законченная, лаконичная скульптура, которая не выглядит искусственной и приукрашенной. Возникает ощущение, будто птаха только присела отдохнуть и вот-вот взлетит на свою ночную охоту.

О том, как вырезать из дерева мишку, читайте в нашей статье: «Как вырезать из дерева медведя: описание, инструменты, финишная обработка скульптуры».

Мастер-класс создания статуэтки кошки

Если вы только пробуете себя в резьбе и не готовы замахнуться на сложную фигуру, начните с изготовления деревянной статуэтки кошки. Даже первый опыт в резьбе будет удачным.

Кошка из дерева поэтапно:

  1. Нарисуйте эскиз – простое изображение кошки с выгнутой спинкой. Вырежьте рисунок по контуру (удобнее делать эскиз на картоне).
  2. Эскиз нужно перенести на дерево, просто обводя кошку по контуру. Затем нужно выпилить животное по этому контуру ножовкой.
  3. Стамеска и киянка помогут обрубить форму. Грубая обработка завершена!
  4. Возьмите ножи и резаки – теперь только от ваших начальных умений и стараний зависит, насколько совершенной получится кошечка. В этом деле лучшим советчиком будет опыт, руки должны приобрести «тактильный профессионализм».
  5. Наступает черед шлифовки. Зашлифованную фигуру нужно покрыть морилкой, цвет которой выбираете сами. После морилки фигурку нужно снова отшлифовать.
  6. Наконец, кошечку можно покрыть несколькими слоями лака. Отдельно можно вырезать подставку для кошки, которая обрабатывается точно так же, как и сама объемная фигура. Соединить кошку с подставку можно с помощью клея Титан.

В данном случае фигурка простая, не требует дополнительного декора. Но ведь деревянную скульптуру можно расписать акрилом, украсить стразами и т.д.

Советы профессионалов

Объемная резьба – высший пилотаж резчика. Безусловно, мастер должен обладать неким художественным потенциалом, чутьем, вкусом. Но даже все это не даст плодов, если специалист не занимается техникой, не набирает опыта.

Советы новичкам:

  • читайте специальную литературу, смотрите внимательно и с перемоткой мастер-классы в интернете;
  • вспомните, как работать с чертежными инструментами – школьный опыт будет полезным, а геометрическая резьба увеличит сферу применения ваших способностей;
  • правильно раскладывайте инструменты, имейте защитные чехлы для них и помните о технике безопасности;
  • позаботьтесь о грамотном рабочем освещении – лучше естественного света придумать нельзя, свет должен падать спереди и слева;
  • гуляйте по лесу – находите там интересно сплетенные корешки, сучки и ветки, они сами будут вам подсказывать идеи следующих работ;
  • самой ценной считается та деревянная скульптура, что не выполнена с нуля, а дополнена инструментом автора минимально.

Лучший ваш помощник – практический опыт. Начинайте с простейших анималистических фигур, не бойтесь ошибок и того, что за один день управиться будет сложно.

Удачных начинаний!

Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

Виды резьбы и техники

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная резьба;
  • ажурная;
  • глухая резьба с подобранным фоном;
  • прорезная контурная резьба ;
  • накладная.

Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Несколько орнаментов для резьбы по дереву

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.

Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.

Пример обустроенного рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.

Различные типы пил для резьбы по дереву

Рубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.

Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:

  • широкую;
  • среднюю;
  • узкую.

То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.

Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.

Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

Когда начинается творчество

Если человек интересуется резьбой по дереву, это говорит о том, что у него творческая натура. Овладев навыками резьбы геометрических рисунков, он на этом не остановится. Дерево — материал пластичный и позволяет экспериментировать. Но, разрабатывая эскизы будущих шедевров, нужно учитывать, что древесина разных пород отличается.

Конечно, липа, береза или бук имеет одно направление волокон. Однако эти породы отличаются твердостью. Новичкам рекомендуют использовать липу и только потом переходить к обработке изделий из березы и других твердых пород.

В процессе работы становится понятно, что одинаковые приемы работы не всегда уместны. Каждое дерево требует индивидуального подхода. Это тот момент, когда новичок начинает самостоятельно и творчески осмысливать процесс. Резчик, когда создает свои композиции, понимает, что процесс этот доставляет радость.

Воскресная школа

ВВЕДЕНИЕ
Резьба по дереву возникла с давних времен, как способ украшения изделий из древесины.
Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. Из древесины делалось все необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, мельницы, лодки, музыкальные инструменты.
Каждый мастер, выполняя изделие из дерева, старался сделать его красивым, показывая природную красоту дерева и усилив ее (красоту) резьбой.
Резьбой украшали избы, ограды, посуду, мебель, корабли.
Резьба выполняется в разной технике: контурная резьба, геометрическая, скобчатая или ногтевидная, ажурная, резьба по бересте.

СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА
Дерево состоит из корней, ствола и кроны – это вершина ствола с ветвями и листьями или хвоей.

СВОЙСТВА ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД
Породы древесины делятся, на хвойные породы, содержащие смолу (сосна, лиственница, ель), и лиственные, имеющие крепкую древесину (дуб, липа, клён и др.)
По пригодности дерева к его обработке режущим инструментом, все породы можно разделить по твердости на 3 группы: очень твёрдые, твердые (дуб, клен, береза, яблоня, груша, орех, бук, ясень, рябина, черешня, вишня, вяз, лиственница, можжевельник), мягкие лиственные (липа, тополь, осина, ольха, ива, каштан – эти породы наиболее хороши для резьбы, т.к. легко обрабатываются режущем инструментом) и хвойные породы (сосна, ель, пихта, кедр).
Твердость дерева определяется по степени ее сухости (по влажному следу на месте порезки).
Влажная древесина легко режется, стружка её легко снимается рубанком.

СУШКА ДЕРЕВА
Влажная древесина портится и загнивает. Для работ по дереву нужно иметь хорошо высушенную древесину.
Существует простой способ сушки – это воздушная сушка. Сушат дерево в тени, под навесом, и на сквозняке. Древесина сохнет от 2-х месяцев и более.
Липа – это лучший материал для резьбы. Древесина липы белого цвета, мягкая, но высохнув, становиться достаточно твердой. Инструменты на мягкой и вязкой древесине легко передвигается, меньше тупятся, а следы от них быстро сглаживаются, за счет своей вязкости. Из липы вырезают сувениры, игрушки, кухонную посуду и матрешки, тоже делают из липы.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕЗЬБЫ
Основной инструмент резчика – резаки и стамески.
Резаки имеют разные формы. Резаки бывают широкие и узкие. К ним относятся также косые ножи или косяки.
Ножи используют в резьбе для закруглений и изгибов, также выполнения элементов с кривыми линиями.
Стамески могут быть прямыми и полукруглыми различных сечений и радиусов.
Стамески бывают: прямые применяют для прорубки контура орнамента, зачистки фона и др.; косые-косяки для геометрической резьбы; полукруглые (резка завитков) и отлогие для геометрической и контурной резьбы.
Резчику необходимо иметь и царазики, которые похожи на узкие полукруглые с загнутыми краями. Для прорезывания линий и жилок служат уголки, для подборки фона – клюкарзы.

ТЕХНИКА РЕЗЬБЫ
1. Перевод рисунка при помощи шаблона, копировальной бумаги и карандаша на изделие.
2. Подготовить поверхность под резьбу при помощи рубанка или фуганка.
3. Контурная резьба требует внимание и аккуратности при работе. Движение руки с резцом д/б уверенным, твердым, но плавным. Резать нужно с одного раза, иначе резьба не получится.
Инструментом для порезки линий контурной резьбы, служит полукруглая стамеска или нож-косяк.
Нож-косяк зажимают в кулаке лезвием на себя и с усилием ведут по линиям рисунка. Нож-косяк по отношению к плоскости дощечки, несколько отклонен в сторону. Так производят надрезание.
Затем идет подрезание. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону (от себя). Отступ от линии рисунка на 1-1, 5 мм во внешнюю сторону.
В результате из поверхности извлекается трехгранная полоска. Ширина и глубина порезки м/б разной. Чтобы повысить выразительность резьбы на белом фоне, ее тонируют (покрывают тушью, гуашью, акварелью, морилкой, а если покрывают лаком, то затем, полируют).
4. Геометрическая резьба представляет собой простые фигуры – это двухгранные, трехгранные, а также четырехгранные выемки разной формы и выемки в виде скобок. Узоры создаются путем повторения этих элементов, в виде геометрической фигуры.
Орнамент (узор) трехгранной резьбы очень разнообразен:
1-треугольники, 2- цепочка, 3- витейка, 4- змейка и др. Эта резьба выполняется ножом-косяком или ножом-резаком и полукруглыми стамесками.
Приемы резьбы:
1. Резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра.
2. Носок косяка с нажимом вводят на полную глубину, а пятку подводят к одной из вершин треугольника. Сделав три надреза по средним линиям, срезают боковые грани треугольников по направлению слоя древесины. При выполнении выемок небольших размеров можно обойтись без надреза средних линий. Косяк держать наклонно (30-400) и сначала надрезать основание треугольников, если они находятся на одной линии; боковые грани срезают так же, как и в первом случае.
Эти же приемы работы можно использовать в резьбе 4-гранной выемки, квадратов, ромбов, прямоугольников и др. произвольных очертаний.
5. Резьба розетки с «сиянием».
Сначала прорезают косяком основание каждого равнобедренного треугольника, т.е. луча, по всей длине окружности, вращая заготовку, а затем режут грани лучей так же, как трёхгранные выемки. При резьбе розетки пятка косяка должна доходить до ее центра, не врезаясь в глубину.
Смотреть видео:

6. Скобчатая или ногтевидная резьба.
Резьба выполняется в два приема: вертикальная надрезка и подрезка под углом. Инструмент – полукруглая стамеска.
Уроки от мастера: см. видео

Урок 1. Михаила Ильяева. КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА.
Урок 2. Михаила Ильяева. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА.

Урок 3. Михаила Ильяева. КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА.

Урок 4. Михаила Ильяева. Вырезаем ложку.

Эскизы для резьбы по дереву. Создание изображения, перенос на заготовку. Технология резьбы по готовому контуру

Статьи Все фото из статьи

Художественная резьба по дереву для начинающих может показаться достаточно сложным процессом. В принципе, на первых порах так оно и есть, но освоив основные приемы и методы обработки заготовки, мы сможем постепенно совершенствовать свое мастерство, создавая каждый раз куда более сложные украшения.

Естественно, для этого необходимы различные приспособления, и в их число обязательно стоит включить шаблоны, трафареты и схемы для резьбы по дереву. Мастеру, осваивающему методику, будет куда проще ориентироваться по готовому рисунку, чем пытаться импровизировать.

Научиться строить несложные эскизы орнаментов может каждый

Общая информация об эскизах и трафаретах

Создание изображения

Прежде чем приступать к обработке деревянной заготовки, нам необходимо определиться, что именно мы будем вырезать. Орнамент для резьбы по дереву может быть самым разным, а если речь идет о создании сюжетной композиции (плоской или объемной), то перечень доступных вариантов будет бесконечным в принципе.

Готовые орнаменты, которые подойдут начинающим

Вот почему специалисты рекомендуют вначале освоить методику разработку шаблонов и трафаретов, и только затем браться за резец.

Обратите внимание!
В сети можно найти самые разные эскизы, но трафареты для резьбы по дереву для начинающих , т.е. не отличающиеся сложностью, среди них встречаются довольно редко.
Куда чаще авторы выкладывают схемы для поделок среднего уровня, но ими стоит пользоваться, только освоив основные приемы.

При изготовлении эскиза лучше всего следовать такому алгоритму:

  • Вначале подбираем заготовку и решаем, что именно мы будем из нее вырезать. Новичкам стоит отдавать предпочтение резьбе на плоскости или же изготовлению простой фигурки.
  • Затем создаем набросок будущего эскиза, выделяя основные части и отмечая места, где будет наноситься орнамент.

Картонный шаблон для контурной обработки

  • На следующем этапе с помощью циркуля и линейки переносим набросок на миллиметровую бумагу. Если деталь будет иметь достаточно большие размеры, то от миллиметровки можно отказаться в пользу кальки, на которую для удобства работы наносим масштабную сетку.
  • Если в орнаменте есть несколько повторяющихся элементов, то для них можно изготовит отдельные трафареты из плотного картона, вырезав деталь по контуру.

Трафареты для фрезера, изготовленные из металла

Отдельно стоит упомянуть технологию механизированной резьбы с использованием фрезерных станков. В принципе, фрезы вполне позволяют выполнять выборку по разметке, но чаще всего для украшения плоских деталей используются металлические или полимерные трафареты для резьбы по дереву фрезером. Они ограничивают движение режущей кромки, и потому практически исключают влияние человеческого фактора.

Обратите внимание!
Подобные изделия достаточно сложны в изготовлении, потому цена у них соответствующая.
Так что приобретать их стоит только в том случае, если вам нужно выполнить большое количество однотипных изображений.

Перенос на заготовку

Итак, шаблон или эскиз у нас уже есть, теперь необходимо понять, как перенести изображение на заготовку.

Инструкция предполагает использование нескольких методик:

  • Шаблоны для резьбы по дереву фрезером использовать проще всего – достаточно закрепить пластину на поверхности изделия таким образом, чтобы пазы находились точно напротив места размещения орнамента.
  • Картонные шаблоны также не представляют сложности в использовании: прикладываем их по разметке и аккуратно обводим карандашом по контуру.

Обводим контур для дальнейшей работы

  • При перенесении простых геометрических форм можно использовать методику выкалывания. Для этого закрепляем эскиз на детали и иголкой/шилом намечаем все ключевые точки. Затем отметки на древесине соединяем ровными линиями.
  • Наконец, можно использовать копировальную бумагу: подкладываем ее под эскиз и обводим линии на рисунке, перенося изображение на дерево.

Фото рисунков, перенесённых с использованием копировальной бумаги

Технология резьбы по готовому контуру

Когда рисунок будет перенесен ан заготовку, начинается самая сложная часть работы, а именно – процесс обработки дерева.

Проделывание стартовых отверстий при сквозной резьбе

  • Если наша задача состоит в сквозной резьбе, то для начала необходимо в каждом элементе проделать стартовое отверстие. Делается это с помощью дрели со сверлом, диаметр которого соответствует ширине полотна используемой пилы или лобзика для дерева.
  • После этого в отверстие вставляется пила, и часть древесины выпиливается. Затем края отверстия выравниваются либо с помощью ножа, либо с использованием напильников и абразивных материалов.

Плоская и объемная резьба выполняется иначе:

Начинаем работу с прорезания контура

  • Вначале острым ножом прорезаются контуры будущих углублений.

Обратите внимание!
Желательно вести линию реза по внутренней части контура, так как обычно при работе площадь обработанного участка несколько увеличивается.

  • Затем краем косяка или резака выполняем центральную прорезку самой глубокой части. После этого начинаем формировать углубления, выбирая древесину между контуром и центральным углублением.
  • Мелкие детали и текстуры формируем с использованием стамески. В идеале она должна быть достаточно острой, чтобы срезать материал без применения киянки, но иногда (особенно если приходится резать дуб, бук или клен) без дополнительных усилий не обойтись.

Выборка основных углублений согласно эскизу

  • Глубокие пазы удобно выбирать стамесками с изогнутым лезвием – так называемыми клюкарзами. При этом нужно стараться, чтобы режущая кромка не погружалась ниже выбранного уровня.

  • После завершения резьбы стоит еще раз пройтись ножом по контурам, восстановив ровные края. Когда этот этап будет завершен, можно переходить к шлифовке поверхностей.

Резьба по дереву своими руками будет куда проще поддаваться освоению, если на начальных этапах работы вы будете использовать подходящие эскизы и трафареты. Чтобы разобраться в тонкостях применения этих приспособлений, рекомендуем внимательно изучить видео в этой статье.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *